«Я думаю, у нас есть все возможности для создания внутреннего рынка займов, главное здесь — не заиграться в административное перераспределение», — сказал он. С ним согласен и глава АРБ Гарегин Тосунян. «Нестабильность на международных рынках может дать нам шанс повысить значимость нашего рынка», — заявил он. По его словам, наш рынок действительно испытал определенное напряжение в августе — октябре, но сейчас ситуация более чем устойчива. Были сделаны и реверансы в сторону Центробанка. Подробную оценку его работе дал зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев. По его словам, именно ЦБ своим повышенным вливанием денег помог пережить банкам осенний денежный голод.
От проблем мирового масштаба депутат перешел к более насущным вопросам. «Логика развития банковского сектора в последние четыре года была подчинена развитию надзора, и главным инструментом этого развития стал закон о страховании вкладов. Депутат порадовался, что с момента принятия закона лимит выплат был увеличен дважды и теперь составляет 400 тысяч рублей. А в качестве иллюстрации эффективности этого закона рассказал, что его приемная долгое время носила негласное название «приемная обманутых вкладчиков». «Я долгое время не мог туда войти, — признался он. — Но за последние год-два нет ни одного жалобщика».
Отдельно участники конференции коснулись и вечной потребительской проблемы «банк — враг заемщика». Павел Медведев признал, что в вопросе раскрытия информации депутаты отстали от регулятора. По всей видимости, подразумевалось, что многострадальный закон о потребительском кредитовании так и не принят до сих пор, а Центробанк уже с 1 июля обязал банки называть клиентам реальную стоимость кредита, не скрывая ее за разными комиссиями. Впрочем, и без закона депутат отметил, что ситуация стала заметно лучше, хотя жалобы еще есть.
В свою очередь заветная мечта банкиров, по их же собственным признаниям, чтобы люди ходили в банк за кредитами, как в магазин. Правда, по-прежнему банкиров беспокоит слабая, по их мнению, финансовая грамотность населения. Это они считают главной причиной недостаточной развитости отечественного рынка услуг физическим лицам. Не обошлось, впрочем, и без шпилек в адрес регулятора. Владимир Романов сообщил журналистам, что у него есть свое мнение по поводу раскрытия эффективной процентной ставки и что истерия по этому поводу была чересчур гипертрофированной. «Я сам ее (эффективную ставку. — «Газета») считать не умею», — сознался банкир. Более того, он считает, что эффективная ставка вообще не главное в вопросе кредитования. Банки буквально вынуждены держать свои ставки на высоком уровне из-за мошенников. Расплачиваться же за них по-прежнему приходится добросовестному заемщику.