Свое начало роспись по стеклу берет с 12 века. Развивалась она и в период готики, но наивысшего рассвета достигла в 15-16 веках в эпоху ренессанса.
В тот период стеклоделы использовали эмалевые краски, в состав которых входили окись меди, железа, растертое в порошок стекло, а мед или древесное стекло служили связующим веществом. Эти краски были вязкими, поэтому покрывали стекло тонким плотным слоем и не растекались, однако легко были подвержены повреждениям. Расписные витражи основывались на чередовании плотных, полупрозрачных участков и незакрашенного стекла.
Среди изображений преобладали лица людей, детали одежды, рук, различные растения и орнаменты.
С течением времени мастера стали выполнять эффектные картины, чему способствовало усовершенствование краски. Сюжеты произведений искусства становились более разнообразными, повседневными. Конечно, центральное место занимали библейские сюжеты и сакральные образы, но художники старались вносить в них что-то от своего времени. Таким образом, в окнах соборов стали появляться портреты благодетелей церкви, священников, королей. Чуть позже стали изображать фамильные гербы, жанровые сцены, повествовательные описания. Сегодня дизайн квартиры настолько многообразен, на сколько широк кругозор дизайнера.
Популярным в те времена был прием гризайл – нанесение рисунка краской одного цвета, но во всех тональных переходах. Обычно использовали черную или коричневую краску. Ими рисовали очень сложные композиции, напоминавшие узоры на коврах или тканях.
Большое значение имело изобретение желтой серебряной краски и улучшение качества стекла.
Художники Возрождения подняли витражную живопись на неслыханный уровень. Главная роль стала принадлежать бесцветному стеклу, расписанному красками. Накладывая цветные стекла друг на друга, мастера получали новые оттенки. В тематике стали преобладать пейзажи, готическая архитектура, драпировки, крупные фигуры и исторические композиции, исполненные в ярких цветах. Художники реалистично изображали людей, красиво вырисовывая их на фоне природы.
Постепенно роспись на стекле стала проникать в жилище и быт частных лиц. Распространенными становятся портретные изображения и светская тематика. Витражи были четко прорисованы, но имели небольшой размер, поэтому рассмотреть их можно было лишь на близком расстоянии. Техника исполнения стала напоминать гравюру, так как использовались коричневые или серые краски.