На днях депутат от КПРФ Олег Куликов внес в Думу законопроект об упрощенном порядке трансплантации органов, взятых от трупа. Ну а что? Покойному почка больше не нужна, а еле живому — она может спасти жизнь. Органов и так категорически не хватало, а теперь с введением драконовских штрафов за превышение скорости, дело вообще может быть полный швах. Нужно что-то предпринять.
За два дня дискуссия достигла своего апогея, причем сугубо философского. Речь идет ни больше ни меньше как о презумпции согласия или презумпции несогласия. Не слабо, согласитесь. Коммунист говорит, что если умерший при жизни не сказал «нет», то это означает «да» и родственникам права голоса давать не надо: почка или печень не добывается честным трудом и не копится с годами — значит это не наследство. Отнимать коммунистам не привыкать, почка принадлежит народу, все сходится. РПЦ утверждает обратное: если умерший ничего не сказал — значит он сказал «нет». РПЦ защищает усопшего, чувства родных. Целостность тела. Священнику отпевать, и он не хочет отпевать некомплект. Тоже вопросов нет.
Философия — это царица наук, гимнастика для ума и дальше — по-латыни. Но зачем все-таки так высоко взлетать и так одиноко парить? Разве не очевидно, что этот пышный узел презумпций лучше оставить интеллектуальным гурманам, а дело решить миром ко всеобщему удовольствию?
Почему бы массово не объяснить людям, задействовав при этом все лучшие творческие умы, в красочных роликах, на глянцевых страницах журналов, с помощью наклеек, постеров и прочих, так сказать, носителей, что это — бесконечно радостно спасти после смерти жизнь другому? Почему не сделать это престижным, не ввести специальный статус, не вознести донора в общественном мнении до небес? Что, не умеем пропагандировать? Не убедите.
По-моему, приятно знать, что «весь ты не уйдешь», по-моему, увлекательно будет глядеть с изумрудных небес на тех, в ком будет биться твое сердце или трудиться твоя почка. А когда уже все будут так думать, как я, нужно лихо, не меняя никаких законов и не обсуждая презумпции, вставить этот вопрос в многостраничные медицинские контракты, которые теперь приходится подписывать даже перед визитом к стоматологу.
И все. И мир. И волки счастливы, и овцы. И не надо ни у кого ничего отнимать без спросу. И не надо пугать, что если вдруг внезапно пришла пора, то государство за тебя решит. Жутко это. Тот случай, когда принятие закона будет выглядеть более дико, чем его отсутствие.